Кубинцы качают порядка 4 млн.тонн нефти в год, причем настолько плохого качества, что ее лишь перерабатывают в мазут и отправляют на ТЭЦы. Общая потребность Кубы в нефти порядка 12 млн. тонн нефти в год. Разницу получают от Венесуэлы, тем более, что Уго Чавес - личный друг Фиделя. Через это литр бензина стоит по 1.5 евро (на черном рынке около 0.5 евро). Это одна сторона монеты, с другой - не каждый кубинец имеет право купить свое личное авто. Для это нужно быть каким-нибудь заслуженным деятелем, ударником коммунистического труда или вроде того.
Новые машины кубинцам вообще запрещено покупать - они только для нужд государства. И даже подержанные творения российского автопрома стоят на Кубе баснословных денег. Все это вынуждает кубинцев владеющих старыми машинами относиться к ним чрезвычайно бережно, благо мягкий климат и неплохие дороги этому способствуют. Так что вид Шевроле образца 1956 года в практически идеальном состоянии приводит в возбуждение лишь туристов. Кому музейный экспонат, а кому повседневная обыденность.
Определить принадлежность автомобиля легче простого, есть четкая система дифференцирования по цвету номеров:
- желтые - частные
- синие - государственные
- зеленые - МВД/МО
- красные - временные
- черные - дипломатические
- и еще несколько видов: белые, бордовые и т.д.
Такси до недавнего времени были исключительно государственными, но в связи с недавними послаблениями, появляются и частные извозчики. Цены впрочем у тех и других примерно одинаковые.
В дорожной полиции есть специальный отдел, сотрудники которого находятся в местах массового скопления людей, которые хотят поймать попутку. Именем закона полицейские тормозят государственные машины и, если те едут порожняком, принуждают брать попутчиков. Если водитель не остановится, то будет иметь неприятный разговор на работе. А злостных, не народных, водителей клеймят позором по национальному телевидению.
Автобусы в основном, как я понял, вид междугороднего сообщения. В основной своей массе новые, китайские. А по городам, добро пожаловать в 19 век, люди массово передвигаются на натуральным образом кэбах и прочих тарантасах. В Варадеро, понятно, это такой туристический атракцион, а в том же Матанзасе (с исп. "убийства", так как там раньше была скотобойня) - столице провинции, где располагается курорт Варадеро - вполне себе обычный вид транспорта. При этом стоит понимать, что подкованная лошадь на асфальте имеет приличный тормозной путь, а во время остановки на ручник не ставится и перебирает ногами, а потому ноги рядом с колесами повозки держать не стоит.
По самому Варадеро правда курсируют с 0900 до 2100 особые туристические автобусы. Двухэтажные, с открытой крышей. Первый раз я радостно залез на второй этаж - ветер делает невозможным обзор без очков, ветки пальм хлещут по щекам. Больше я там не ездил. Билет в 5 CUC позволяет кататься хоть весь день. В среднем автобусы ходят раз в полчаса. Маршрут пролегает через весь полуостров и позволяет использовать его в качестве обзорного. Остановки у всех крупных отелей и сувенирных рынков, но водители не комплексуют притормозить посреди улицы увидев размахивающего руками туриста. Остановки объявляют по-испански и по-английски, кондукторы говорят по-английски, можно уточнить свою остановку.
Есть еще тысячи видов рикш, мотороллеров впряженных в повозки и иных тук-туков для перевозки бренных тел из пункта А в пункт Б, но они все же носят экзотический характер и потому не рассматриваются.
Международный аэропорт в Гаване произвел более приятное впечатление, чем питерское Пулково. Не Терминал D в Шереметьево, но более, чем просторно, прилично и чисто.
Вполне развито местное авиа сообщение.
Как резюме: на Кубе представлен срез основных видов транспорта фактически за полтора века, тут тебе и повозки, и классика американского автопрома и современные Хендаи с кондиционерами. На любой вкус, впрочем как и почти все на Кубе, но об этом далее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий