четверг, 7 апреля 2011 г.

Корея. часть 4 (транспорт) (из ЖЖ от 27/06/2010)

Автомобилисты ездят насколько я мог судить по правилам. Пробки есть, но не мертвые, потому как ездят с уважением, поворотники включать не забывают, на перекрестках на красный свет не лезут. Поток плотный, места для парковок мало и почти все виденные машины не зависимо от стоимости, будь-то дешевый Дэу или дорогой Лексус, имеют на дверках уродливые параллелепипед синей резины, чтобы и себе краску на дверях не сбивать и другим машины не царапать. Очень много такси, хоть таксисты и без белых перчаток как по слухам в соседней Японии, но каждый с навигатором и дорогу показать не просят, плюс оплата строго по счетчику. По дорогам и пешеходным тротуарам с бешеной скоростью рассекают курьеры на мотороллерах. Что удивило, так к рулю мотороллеров приделанные огромные рукавицы на манер боксерских перчаток. Парни из офиса курьерами никогда не подрабатывали, но предположили, что это чтобы не мерзли руки (потому что так ездят круглый год), ну и как дополнительная защита, ведь, повторюсь, носятся как в последний раз.


Про автобусы много сказать не могу, только то что для них повсеместно выделены специальные полосы, на которые почему-то никто не лезет, не смотря на пробки.

Метро так же не оставило равнодушным. Но обо всем по порядку. Для входа нужно прокомпостировать билет, стоимость которого зависит от расстояния поездки. На входах есть специальные схемы-таблицы по которым легко можно рассчитать стоимость поездки и загрузить требуемую сумму в автомат. Для лентяев и иностранцев есть будки с кассирами, которым можно на карте показать куда нужно попасть и получить требуемый билет. Общитать ни разу не попытались. Логика написания корейских слов латиницей оказалась за гранью моего понимания - разница в написании и звучании колоссальная, так что место назначения лучше показывать. На всех станциях где я был платформы находятся по сторонам от путей, а не между ними как обычно в Москве. Причем на каждую платформу ведет отдельный турникет. Естественно в первый раз я прошел не на ту платформу. Пока бегал искал возможность перебраться на нужную мне сторону и не платить за проход еще раз привлек внимание контролера. Который выяснив при помощи языка жестов мою проблему, взяв меня за руку, бесплатно вывел на нужную сторону, убедился что я благополучно сел в поезд и кажется еще в след рукой помахал. Билет нужно бережно хранить в кармашке - он еще понадобится. Субъективно вагоны больше московских. Сидения антивандальной системы - обтянуты натуральной нержавеющей сталью, но при этом какой-то хитрой анатомической формы - сидеть вполне комфортно. Лавки поделены на "для всех" и "для пенсионеров", последние это 4 трехместных лавки по углам вагона. Что обратило внимание - если места для пенсионеров заняты одними пенсионерами, но есть свободные места "для всех", то другие пенсионеры или стойко стоят или бредут по вагонам - на места для всех не покушаются. Верно и обратное, если места для всех заняты, то пенсионерские места не-пенсионеры не занимают. Над верхним поручнем в вагоне располагаются полки для ручной клади, чтобы не бить портфелем под коленку соседа в час пик. На эти же полки складывают центнеры газет, которые клерки читают по пути в офисы. По вагонам постоянно ходят уборщики, которые собирают эту макулатуру иначе бы она быстро заполонила все пространство. Молодежь же в массе строчит смс, или что-то смотрит на портативных телевизорах растопырив антенны. Все платформы где побывал отгорожены от путей стенкой с дверьми. Но если в Питере это по слухам сделано кое где как защита от затоплений, то в Сеуле видно от потенциальных суицидников или просто неудачников. По сторонам от двери на платформе нарисованы следы на которые стоит становится тем, кто собирается загружаться в поезд. Что уже на тот момент стало совсем не-удивительно, все стоят и выходящим их поезда не мешают. При кажущейся массе народа, никто локтями не бьет, на ноги не наступает и народ движется шустро, но не задевая других. На выходе нужно скормить билет турникету и если в стоимость поездки вы уложились, то вас выпустят, а если нет, то турникет потребует доплаты через контролера или как-то еще, особо не вникал. Все надписи в метро продублированы как минимум по-английски, а то еще и по-японски. И совсем уж гениальный, на мой взгляд момент, который стоит взять на вооружение отечественным метро. Как выглядит типичное объяснение дороги на метро в Москве: "первый вагон из центра, потом после стеклянных дверей на право, по переходу прямо и налево на улицу такую-то". А вот так корейцы объясняют дорогу: "4-й выход". Да-да, все выходы из метро пронумерованы и эти номера указаны на всех указателях и более того, на эти же номера бывают ссылаются и путеводители. Юзабилити выходит на новый уровень благодаря такому не хитрому трюку.


(на белом, в центре, цифра 4 в круге и есть номер выхода)

Комментариев нет:

Отправить комментарий